Идеальное евро — Конкордия (Concordia)

Конкордия (от лат. Concordia — согласие) — в римской мифологии олицетворение согласия граждан государства, а так же отличная настольная игра, прекрасно сбалансированное Евро в сеттинге Римской империи. Так написано на Википедии, честное слово. И это правда, игра действительно замечательная.

Я не помню истории о том, как она попала в наши руки, но в те времена мы ещё только начинали знакомиться с настольными играми, и Конкордия показалась нам потрясающе сбалансированным Евро, лишенным рандома.

Но всё по порядку. В основной коробке мы имеем набор карт и фишек для игры впятером и одну двустороннюю карту. Эту коробку даже сейчас в момент написания статьи можно купить много где, она не является раритетом.

Если посмотреть на карту игры, то первое, что бросается в глаза — это стиль с которым последняя сделана. Она действительно похожа на древнюю карту, которая могла лежать на столе у префекта провинции. Вне зависимости играете ли вы в стандартную или из дополнений, карта всегда разделена на регионы — провинции. Их может быть 11-12, в каждой по 3-4 города. Абсолютно все города без исключения производят ресурсы. Для каждой игры они разные, потому, что при раскладке на город выпадает производство случайного ресурса и контролируется это буквами A,B,C,D которые есть как на карте так и на жетонах. Таким образом обеспечивается, чтобы на карте не было абсолютного скопления определённых ресурсов.

После определения городов всегда определяется какой ресурс (Кирпич, Еда, инструмент, вино и ткань) самый ценный в провинции и отмечается это маленькими жетонами на мини карте в углу большой карты.

Как она играется?

Ваши действия — это карты на руке. Все игроки начинают с 7 картами на руке и в свой ход просто разыгрывают одну из них. Так они делают по очереди пока кто-то из них не выполнит победное условие — выложить на карту все 15 домов своего цвета. Он получает за это дополнительные 7 очков, и зачастую является победителем, но бывает иначе.

Помимо жетонов городов в начале игры в указанном месте лежат фигурки игроков — по одной человека и лодки. Человек перемещается по сухопутным путям так, чтобы вставать между двумя городами, лодка для морских путей. Ещё 2 человека и 2 лодки ждут вас на вашем планшете игрока, он же склад. Они там пылятся и занимают место. Нужно по возможности их вывести на поле специальными картами, ибо с ними под ресурсы там всего 8 ячеек.

Те изначально по классическим правилам заполнены начальными ресурсами, хотя по особым правилам можно начать игру только с деньгами. В классике денег у вас немного — 5 сестерциев у первого игрока, 6 у второго и так далее…

Как я уже сказал ваши карты — это ваши действия.

Торговец позволит вам купить/продать до двух ресурсов. Префект получить с провинции доход — ресурсы с ваших домов в городах + самый ценный ресурс в провинции. Там есть специфика о которой я не буду сейчас писать. Архитектор позволяет перемещать ваших персонажей, ставить дома, заплатив деньги и ресурсы, Сенатор позволяет покупать новые карты, Дипломат копировать действие другого игрока, Трибун — вернуть сброшенные карты на руку, получить деньги и купить переправку человека/лодки со склада на поле.

По поводу покупки новых карт нужно сказать отдельно. В специальном месте выложено 7 карт. Среди них есть точно такие же как у вас на руке и есть уникальные. Они расположены слева направо и выложены в случайном порядке. Стоимость же определяется по возрастанию ячейки — слева самые дешевые и чем правее тем дороже придётся заплатить. Цена покупки указана на карточке и на общей карте прямо под ячейкой. Платить придётся сокровенными ресурсами. При покупке карты смещаются влево, а пустоту заполняет новая карта из стопки. Таким образом — эта часть самая привносящая рандом в игру. Вашему сопернику или вам может подвернуться удача купить ценную карту в самом начале игры, а у нас так случалось что первая 7-ка заполнялась картами которые никто не хотел покупать почти до конца игры.

Какова игра на самом деле?

На мой взгляд, Конкордия раскрывается полностью при игре вдвоём. Тут разворачивается неподдельная битва умов. Игра на оптимизацию действий — то есть, чем больше даёт профита отдельный ход — тем лучше партия игрока. Если много холостых ходов — не жди хорошего результата.

Приходится постоянно думать и решать — какие ресурсы продать за деньги, какие купить для постройки домов. В точные расчёты вмешивается противник. Построить дом на территории уже захваченной противником будет стоить столько-же ресурсов но денег больше и каждый дом противника увеличивает стоимость в сестерциях в два раза. Цена на дом в городе производящем ткань может оказаться внезапно неподъёмной.

Перемещать людей нужно с умом — ибо у вас столько ходов, сколько подчинённых выставлено на карте. Вы можете потратить их на одного или распределить между всеми. Главное тут чёткость. После движения вы должны построить дома. Это не обязательно, но если вы это не делаете — то ход будет заведомо не оптимален. В наших лучших партиях с женой — мы ставили по 4 дома за один ход.

Когда брать мзду с провинций тоже нужно знать — чем больше ваших домов в одной провинции, тем больше будет профит, но жизненно важно растить империю в ширь, с умом собирать ресурсы используя блуждающую между игроками карту увеличивающую в два раза добычу в вашей провинции. Зачастую уже самые первые ходы определяют вектор развития игроков.

В конце игры вам придётся обратить внимание, что на всех картах указаны имена богов, такие как Юпитер, Веста и Марс. Тут пригодятся купленные вами карты.

Веста — самая бесполезная карта — дающая очки за каждые полные 10 сестерциев у вас на складе, если продать все ресурсы. Если вы правильно играли, то у вас на складе не должно было остаться ресурсов, если нет то будет слабое утешение.

Юпитер — мощнейшая карта — по очку за каждый город (кроме кирпичей). Умножив это на количество карт с Юпитером у вас на руке мы получим гигантскую прибыль в очках.

Сатурн — ему не уступает — ваше пристуствие в провинциях (хотя бы 1 дом) — это тоже десятки очков.

На одном только Юпитере и Сатурне можно набрать 80 очков и обойти соперников.

Меркурий тоже сильная карта — 2 очка за каждый уникальный тип товара, что вы производите. Правда едва ли у вас на руках будет достаточное количество Меркуриев.

Марс выгоден если у вас выставлены работники на поле. 6 человек/лодок дают 12 очков и множим на количество карт.

Беда Меркурия и Марса в том, что действие этих богов не так важны как у Юпитера и Сатурна ибо у последних — это Префект и Архитектор — две самые важные карты в игре.

Последняя карта — это Минерва. Она даёт не много — прибыль со специальных зданий. Как не крути — сильно много очков она не сможет принести.

Игра как и Билет на поезд совсем не обязана быть именно в сеттинге про древний Рим, но поиграв очень запоминаются названия карт, особенно Префект, Сенатор, Трибун. Вы постоянно орудуете этими понятиями. И тем не менее в игре нет нарратива — это сухое ретро, приятно оформленное и сбалансированное. Каждая партия словно игра в шахматы — приносит удовольствие игрокам которые любят думать и комбинировать.

О допах

Большинство допов — это карты разных регионов. Где-то больше водных путей, а где-то специфичное расположение городов. Это привносит в игру больше эстетическое разнообразие.

У нас выходило дополнение Сальса (соль), но в продаже его уже нет. Оно добавляет в игру новый ресурс — соль. Это джокер и в любой момент времени её можно поменять на любой тип товара. Так вы получаете больше гибкости, но геймплей от этого не страдает и ходы всё ещё техничные.

А вот Форум, который приходит в этом же дополнении серьёзно пошатывает расчёты. При каждом использовании Трибуна вы можете выбрать из 4 карт способностей, которые доступны на момент действия (зависит от количества карт которые вы вернули в руку). Тут такая большая удача может подвернуться вам или вашему сопернику.

Приведу пример. Ваш противник сбрасывает использует трибуна за ход до вас и берёт себе способность копировать карты не только с верха сброса игроков, а ещё и из той семёрки что выставлена на продажу. Это безумное преимущество может выйти вам страшным разгромом. В замен вы обязаны будете взять карту с форума на следующем ходу и получить скажем — просто один кирпич и еду.

Справедливо? Нет. Для настоящей схватки умов — лучше решить какие карты оставить в форуме а какие убрать до лучших времён. Дополнения позволяют освежить игру тогда, когда база уже успела надоесть.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *